Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Скоро в школу" для детей 5-7 лет
Программа занятий
Основная цель программы состоит в обеспечении для ребенка условий полноценного проживания уникального, самоценного периода дошкольного детства и создании обстановки максимального эмоционального комфорта в образовательном процессе, направленном на развитие личностного потенциала каждого ребенка.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи математического содержания:
1. Формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика», учитывая потребности детей в познании окружающего мира;
2. Развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности;
3. Овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты
4. Формирование умения понимать суть учебной задачи и выполнять ее самостоятельно.
5. Формирование умения планировать, осуществлять самоконтроль и самооценку.
6. Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
7. Развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию
Задачи предшкольной подготовки по обучению грамоте:
1. Развитие артикуляционного аппарата (работа с чистоговорками и скороговорками; проведение артикуляционной гимнастики, направленной на развитие и укрепление мышц губ, языка, челюстей, рта);
2. Развитие фонематического слуха (выделение звуков в звучащем слове, определение последовательности звуков, характеристика звуков: гласный, согласный, твёрдый, мягкий); – работа со звуковыми и слоговыми моделями слова (выделение ударного слога, деление слов на слоги, хоровое и индивидуальное размеренное произнесение слогов и слов; работа с рифмами);
3. Знакомство со зрительным образом букв русского алфавита, запоминание букв (только печатный шрифт);
4. Умение ориентироваться в пространстве листа;
5. Укрепление руки;
6. Улучшение координации движений;
7. Знакомство с гигиеническими правилами письма;
8. Формирование зрительно-двигательного образа буквы (конструирование буквы из различных материалов, письмо печатных букв, письмо слов).
Ожидаемые результаты после реализации программы по математическому развитию:
- уметь выполнять задания комбинаторного характера, сравнивать и комментировать выполненное задание (отличия одного ряда от другого);
- составлять пары по заданному условию; принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
– ориентироваться в таких признаках (свойствах) объектов, как форма и размер, их выделение при анализе и сравнении; ориентироваться в понятиях «внутри», «снаружи», «внизу», «сверху», «справа», «слева»;
–разбираться в количественных отношениях (больше, меньше, равно, операция счета, «число» и «количество» предметов; цифры – знаки дляобозначения чисел, последовательность чисел при счёте, операции присчитывания и отсчитывания по одному);
–понимать смысл арифметических действий (ситуации объединения предметных совокупностей, на увеличение, или уменьшение количества предметов в предметной совокупности); уметь составлять и решать арифметические задачи;
–знать геометрические формы (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг);
- уметь решать логические задачи, обосновывать доказательство;
- ориентироваться в тетради; понимать смысл поставленной воспитателем учебной задачи; развивать навык самоконтроля;
- знать состав чисел первого десятка.
Ожидаемые результаты после реализации программы по обучению грамоте.
- ребенок должен хорошо владеть понятиями: «звук», «слог», «слово», «буква», « предложение»;
- знать порядок букв (алфавит);
- различать гласные и согласные звуки;
- правильно ставить ударение в знакомых словах;
- правильно составлять из букв слоги всех видов и слова простой структуры;
- уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце;
- проявлять интерес к родному языку.
– соблюдать гигиенические правила письма;
– уметь разгадывать ребусы, кроссворды, подбирать рифмы к ловам.
Основные виды познавательной деятельности, которые начинают осваивать дошкольники в процессе математического развития:
– анализ и сравнение объектов окружающей действительности и их моделей с целью выявления присущих им свойств и отношений (в том числе через выполнение практических действий: наложение, приложение, условное измерение, сгибание, вырезание,
раскрашивание и т. п.);
– соотнесение моделей различных видов (предметных, графических, знаково-символических) в процессе разнообразной деятельности: группировки или разбиения объектов по различным
основаниям, установления соответствия и выбора, конструирования, преобразования и т. п.;
– установление закономерности, а также выявление «правила» выполнения деятельности с последующим его применением;
– опытное изучение действительности при решении проблемных задач, выбор средств и способов действия;
– описание словами собственных действий в процессе выполнения заданий, решения проблемных задач.
Представление о форме, размере и взаимном расположении различных объектов.
Сравнение и описание предметов по признакам (одинаковые – разные, похожи – отличаются). Изменение признаков (анализ и сравнение реальных предметов и их рисунков). Сравнение размеров визуально и наложением. Представления о длине. Сравнение длин (длиннее –короче, шире – уже, выше – ниже, ближе – дальше). Выделение элементов в различных объектах, их сравнение, изменение. Составление фигур (рисунков) из их частей (вырезание частей, наклеивание их на образец). Понимание слов «и», «или», «все», «каждый», «из них». Понимание и конкретизация слов «слева», «справа», «между», «над», «под», «перед», «внутри», «снаружи» и других пространственных отношений.
Представление о количестве. Числовые фигуры. Способ установления взаимно однозначного соответствия между предметами (элементами) различных совокупностей (наложение каждого предмета одной совокупности на каждый предмет другой совокупности, расположение предметов одной совокупности под каждым предметом другой совокупности, образование пар). Понимание количественных отношений: «больше», «меньше», «столько же» (не надо вводить знаки «больше», «меньше», «равно» и записывать неравенства и равенства!).
Изменение количества (стало предметов «больше», «меньше», «столько же»). Выполнение предметных действий с различными совокупностями. Усвоение последовательности слов числительных, используемых для счета предметов. Упражнения в счёте. Понимание взаимосвязи между словами «число» и «количество» (число предметов и количество предметов). Знакомство с математическими знаками (только цифры!). Их узнавание и называние. Понимание того, что слова можно заменить условными знаками Например, число (количество предметов) «два» – цифрой 2.
Геометрические фигуры. Узнавание геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг). Их расположение на плоскости. Конструирование предметных моделей и их соотнесение с рисунком. Выделение фигур на фоне различных линий (развитие пространственного воображения). Представление о различных вариантах выбора (предметная иллюстрация комбинаторных задач). Представления о последовательности событий (что сначала? что потом?). В процессе формирования представлений необходимо целенаправленно формировать умения: описывать выполненные действия (рассказать, что делал и в какой последовательности), осуществлять деятельность, адекватную полученному заданию.
Для повышения эффективности обучению грамоте в детском саду рекомендуется использовать различные виды познавательной деятельности, стимулирующие мыслительную деятельность детей. Как показала практика, занимательный речевой материал, интересные игры и упражнения, сюрпризные моменты способствуют развитию познавательных способностей детей, создают положительный эмоциональный настрой в ходе занятий.
Занятия-игры способствую развитию фонематического слуха, звукобуквенного анализа, пополнению и активизации словаря, формированию правильного звукопроизношения, связной речи, умению правильно выражать свои мысли.
1. Формирования у детей знаний на уровне буквы и слога
Для формирования у детей знаний на уровне буквы и слога используются игры, задания и упражнения:
1. выкладывание букв из счётных палочек с фиксированием внимания на расположении и количестве элементов (с использованием стихов );
2. реконструкция букв (добавить, передвинуть, убрать палочку);
3. конструирование букв из различного материала (камешки, тесьма, липучки, пуговицы, карандаши);
4. моделирование букв по образцу и самостоятельно из элементов: овал, полуовал, длинные и короткие палочки - «Буквенный конструктор»;
5. рисование, штрихование или раскрашивание букв, игра – «На что похожа буква?», «Живая буква»;
2. Формирования у детей знаний на уровне слова
Для формирования знаний на уровне слова используются следующие игры, задания и упражнения:
1. деление слов на слоги, игры – «Прошагай слово», «Найди свой домик», «Космическая еда»;
2. деление слов на слоги с выделением ударного. Безударный слог – хлопок, на ударный слог топнуть ногой;
3. составление звуковых схем слова. Ребенок показывает кружок, который обозначает тот или иной звук;
4. подбор слов к заданной звуковой модели (схема слова из цветных кружков);
5. подбор слов к схемам – окошкам, игра – «Кто в тереме живёт?»;
6. составление новых слов, игра – «Слово рассыпалось» (анаграмма), «Изографы»;
7. чтение слов из букв разного шрифта, цвета, высоты, ширины;
3. Формирование у детей знаний на уровне словосочетания, предложения
Формирование у детей знаний на уровне словосочетания, предложения проводятся следующие игры, задания и упражнения:
1. составление предложений по графическим схемам, игра «Составь предложение»;
2. составление схемы к предложению;
3. составление предложений по интонационной схеме;
4. составление предложений из слов, данных в беспорядке;
5. соединение частей разорванных предложений;
6. распространение предложений, изменение порядка слов («Живое предложение»);
7. выделение слов из предложения, подсчёт слов, определение их последовательности;
8. выделение границ предложений (устно – в конце предложения – хлопок, на письме – точка);
9. составление предложений с заданным предлогом по картинкам и без них.
Важным видом практической деятельности на занятиях по предшкольной подготовке являются пальчиковые игры, упражнения на развитие мелкой моторики рук (запускание «волчка», нанизывание бусин, су-джок – терапия, игры с грецким орехом, лепка букв и цифр из пластилина, теста и т.д.)
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника