Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Занимательная математика" для детей 3-5 лет
Программа занятий
Математика сегодня - это одна из наиболее важных областей знания современного человека. Повсеместное широкое использование техники, в том числе и компьютерной, требует от каждого определенного минимума математических знаний и представлений.
Как показывает практика, наши дети с самого раннего возраста связаны с математикой: любой малыш знает, много у него игрушек или мало; сколько машинок или кукол у его друга или подруги. Даже набор телефонного номера требует знания цифр и умения запоминать цифровые последовательности.
Обучать математике маленьких детей вовсе не так просто, как кажется. Это сложный трудоемкий процесс. Овладение числом является показателем уже в известной степени абстрактного мышления, а оно развивается у малыша не сразу. Абстрагирование количественной стороны от других признаков – очень сложный процесс, требующий систематического обучения. Поэтому главная задача состоит в том, чтобы, строго дозируя материал от занятия к занятию, постепенно и последовательно усложняя его, обеспечить переход от восприятия конкретного множества к абстрактному понятию числа.
В арсенале воспитателей, не так много методического и практического материала, позволяющего углубленно работать над развитием определенных математических способностей. Исходя из множества разработанных программ, мы разработали свою программу, которая, по нашему мнению, опираясь на настольно-печатные игры, игры на плоскостное моделирование, игры на составление целого из частей, различные игры- головоломки позволит раскрыть новые возможности дошкольников.
Программа направлена на: развитие у ребенка интереса к познанию («Хочу все знать!»), развитие умения думать, осваивать сущность допущенной им ошибки, прогнозировать дальнейший ход игры («Хочу играть в новую игру!», «Хочу играть по - другому!», «Давайте еще поиграем!», «Жалко, что так мало…»). Ребенок становится более настойчивым, сосредоточенным в деятельности, способным к проявлению инициативы.
Цель программы – обеспечить познавательное развитие личности ребенка средствами математики.
Ожидаемые результаты:
К концу обучения по программе основным результатом должно стать формирование у детей первоначального интереса к познанию, развитие у них внимания, памяти, речи, мыслительных операций. При этом у детей формируются следующие основные умения:
1) Умение продолжить ряд из предметов или фигур, отличающихся одним признаком. Умение самостоятельно составлять подобные ряды.
2) Умение различать понятия один – много;
3) Умение считать в пределах 5 в прямом порядке;
3) Умение соотносить запись чисел 1 - 5 с количеством и порядком предметов.
4) Умение правильно устанавливать пространственные отношения: на - над - под, вверху - внизу, снаружи - внутри, за – перед;
5) Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, шар, куб, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме; моделировать абстрактные и реальные объекты из геометрических фигур по образцу;
6) Умение различать правую и левую руки.
Средний возраст (4-5 лет)
К концу обучения по программе основным результатом должно стать формирование у детей первоначального интереса к познанию, развитие у них внимания, памяти, речи, мыслительных операций. При этом у детей формируются следующие основные умения:
Различает, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение).
Умеет считать до 10 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?».
Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 10), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное количество.
Умеет сравнивать два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.
Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб; знает их характерные отличия.
Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху - внизу, впереди - сзади); умеет двигаться в нужном направлении по сигналу, вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице).
Определяет части суток.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника